2 9 ИЮНЯ / 2020
ПЕРСОНА

Электрический заряд для рынка

Юрий Орлов, глава компании Touch, рассказал о том, как наши инженеры разработали и сами собрали простую и дешевую зарядную станцию и теперь собираются покорить Европу.
Юрий Орлов родился 30.07.1980 в Москве. Окончил Московский государственный институт электронной техники по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», получил второе образование по специальности «Финансовый менеджмент». Начинал карьеру в компании ОАО «Микрон» в Зеленограде в качестве инженера. В 2007 перешел в международную компанию Ernst&Young, затем в IBM.

В 2011 открыл собственную компанию Smart Architects, которая занимается построением комплексных управленческих систем на основании подходов Архитектура Предприятия. В 2014 году вывел новое направление деятельности – консалтинг по бизнес- и системному анализу, запустил курсы по ведущей международной методологии в области Архитектуры Предприятия TOGAF.ru.

2019 год – в бизнес-портфеле Юрия появляется компания Touch (зарядные станции для электромобилей).
Состоит в общественной организации «Деловая Россия» и Клубе лидеров АСИ.




- Откуда у вас интерес именно к теме электрических зарядных станций? Как вы пришли к этой бизнес-идее?

- Раньше наша компания называлась AVT&Co, она существует уже более пяти лет, ее создали два инженера. А я подключился как партнер около года назад, и только тогда мы решили делать бренд TOUCH. Несмотря на неразвитость темы в нашей стране, мне она кажется перспективной.

- Судя по сайту, вы осуществили серьезное покрытие зарядными станции всей территории России?

На сайте у нас представлено общее количество станций, которые есть в России. Не только наших, а вообще всех. Мы занимаемся всеми процессами: от производства и установки до технического и сервисного обслуживания зарядных станций. В некоторых случаях зарабатываем на предоставлении услуги подзарядки конечным пользователям.

- Производство станций полностью ваше?

Да, разработка и производство у нас собственные. К сожалению, рынка электротранспорта в России как такового не существует, сбыта нет, потому за пять лет мы создали всего двести установок. Сейчас наши планы – выйти на западный рынок.

- Что должно измениться в России, чтобы рынок электромобилей и, соответственно, инфраструктура развивались?

Кто-то должен взять на себя роль первопроходца. Нужно приглашать производителей электротранспорта размещать линии в России, субсидировать их. Это задача государства. Если стимулировать сборку электромобилей у нас, они станут дешевле и доступней. Покупатели будут заинтересованы в приобретении. Появится и спрос на зарядку.

В Германии за год устанавливается 10 000 станций. Поделим этот объем на пять крупных производителей – получим по 2000-3000 станций. Это в 10 раз больше, чем мы сделали за все время существования.

- Что собой представляет ваше производство сегодня?

У нас небольшое предприятие по сборке станций. Всего вместе со мной там работают восемь человек. О научной составляющей компании говорит хотя бы тот факт, что мы полностью спроектировали свой контроллер. Это основная наукоемкая часть зарядных установок – микросхема, и мы произвели ее сами! Благодаря чему наши станции гораздо дешевле, чем, например, европейские аналоги.

- Насколько дешевле?

- Давайте возьмем для примера вариант домашнего использования: наша установка стоит 400 евро, немецкая – тысячу.

- Значит, на внешнем рынке вы нежелательный конкурент.

- Если продукт сертифицирован, если он соответствует стандартам, то кто помешает представить свой товар на тех же интернет-площадках? Наши станции соответствуют всем требованиям стран Евросоюза. В прошлом году мы открыли Touch GmbH, юрлицо в Германии, для продвижения на европейском рынке. По разным оценкам, уже через четыре года четверть продаж автомобилей в Европе будет приходиться на электромобили.

- Сколько времени требуется на сборку одной станции у вас на производстве?


- При наличии всех компонентов – два часа. Нам не нужна даже автоматизированная линия по сборке, мы все делаем вручную. Да и во всем мире преимущественно так. Может быть, в Китае только собирают автоматы. Однако при нынешних объемах станки не требуются.

- Расскажите, как был разработан контроллер?

- Два инженера – Алексей Трофимов и Сергей Павленко – всю жизнь занимались электротехникой, подключали объекты к электросетям. И однажды заинтересовались темой зарядных электростанций. Прочитали разные материалы, ознакомились с разработками, разобрались в технических особенностях и создали свою микросхему, а затем и первый образец станции. На разработку вместе с тестированием им потребовалось 24 месяца.

- Мало разработать станцию, нужно ее куда-то пристроить, убедить купить, поставить…

Первую станцию мы сами установили в ТК «Питерлэнде». Договорились: ставим бесплатно – с вас электричество. Так и вышло. До сих пор там заряжаются все желающие. Потом еще пару станций поставили по той же схеме. Создали сайт, и пошли первые заказы в частные загородные дома. Затем участвовали в тендере «Газпромнефти» и разместили установки на их АЗС. Дальше сеть отелей Ibis, аэропорт «Храброво» в Калининграде, тендер «Газпромнефти», «Россетей».

- Если станции покупают в частные дома, значит, они простые в монтаже?

- Есть несколько типов станций. Базовые в настенном или переносном исполнении – совсем простые, которые пользователь может установить сам. Мы даем инструкцию, по сути, больше ничего и не требуется. Есть модели сложнее – станции со временем заряда от 1 до 3 часов. Их монтируют профессионалы, они подходят для размещения возле отелей, бизнес-центров, ТРК, жилых комплексов, парковок. И совсем мощные зарядные станции постоянного тока со временем заряда от 10 до 30 минут устанавливаются на трассах, АЗС, выезде из города.

Кстати, у нас есть уникальное решение – Smart-розетка. Ее можно назвать нашим ноу-хау. Умную розетку фактически можно вывести куда угодно, где есть обычная бытовая. То есть любому кафе не обязательно ставить станцию, достаточно просто умной розетки и назначения тарифов.

- А как придумываете дизайн?

Что касается интерфейса станции, то мы заказали его в студии промышленного дизайна. В качестве референса взяли станции Tesla. Но вообще, корпус можно выполнить в любом варианте, например, кастомизировав под заказчика.

- У меня есть информация об интеллектуальной системе, которую вы разрабатываете. Расскажите о ее функциях.

Интеллектуальную систему взаимодействия с владельцами электротранспорта с применением технологий машинного обучения мы представим в конце 2020 года. Ее суть в том, чтобы алгоритмы обучались распознавать машину по номеру, резервировать нужный разъем на станции, приветствовать клиента, предлагать бонусы – это все атрибуты программы лояльности.

- Тоже полностью ваш продукт?

- Да, наши инженеры разрабатывают. Тем более, библиотек распознавания компонентов в доступе очень много. И серверов для хранения достаточно. А оператором данных будем мы.

- Значит, у вас будет система управления данными. Сегодня это ценнейший ресурс.

В случае с электромобилями и электрозарядками в России ресурс еще долго будет набирать емкость. Главная задача нашей интеллектуальной системы – предоставить сервис автомобилисту. Рассказать, в каком радиусе ближайшие зарядные устройства, зарезервировать место.

- Сразу же возникают мечты о будущем с беспилотниками, в которое система впишется идеально.

- Для беспилотников нужно будет продумать системы стыковки или бесконтактной зарядки. Сегодня существуют индукционные версии: автомобиль въезжает на площадку, которая может быть вмонтирована хоть под асфальт, и заряжается. Но для человека такой способ опасен, поэтому пассажиры должны заранее покинуть салон. Есть прототипы с роботом, который подключает и отключает разъем. Однако пока это только попытки и планы, без участия человека еще не обойтись.

- Внутренний рынок производителей, надо полагать, совсем не конкурентный?

- В России всего пять отечественных компаний-производителей и несколько зарубежных.

- В чем бизнес-модель этого рынка?

- Пока бизнес-модель слабая. Многие станции сейчас бесплатно заряжают автовладельцев – просто за счет дешевизны электричества. Какой-то сбытовой гигант получает распоряжение сверху, закупает установки и все… Никто больше этим вопросом у него не занимается. Потому что надо продумать систему, разработать технологию, приложение, заняться сбором данных, работать с аудиторией.

- А застройщики должны оборудовать современные жилые комплексы зарядными станциями?

- Соответствующее положение есть, но построить и оборудовать – это ползадачи. Дальше надо передать в управляющую компанию, а той нужно определенным образом тарифицировать. В общем, ведем переговоры, все в процессе проработки.

- Если представить, что Россия перешла на электротранспорт, какова потребность большого города в электрических зарядных станциях? Потребность Петербурга, например.

- Чтобы оценить необходимое количество зарядных станций, необходимо учитывать множество факторов:

- динамика роста электромобилей в год,

- дневная потребность в энергии на километр пути,

- количество необходимой электроэнергии для всего парка электромобилей,

- среднее расстояние, которое проезжает автомобиль в день,

- поведение потребителей (где заряжаются чаще всего)…

- Эти и многие другие факторы берутся во внимание при расчете необходимого количества зарядок, с учетом их максимальной мощности, типа и доступности в сутки.

- Согласно рекомендациям Европейской комиссии до 2020 года, на десять электромобилей в городе должна быть как минимум одна зарядная станция. В настоящий момент комиссия предложила новую схему расчета: модель учитывает факторы отдельно взятого региона и позволяет получить более точные данные. Мы отслеживаем изменения и вскоре будем готовы предложить адаптированную модель для России.

- Кого из современных ярких бизнес-лидеров вы отмечаете и почему?

- Думаю, сейчас ответ однозначный у многих – Илон Маск. Мне нравятся люди, которые из ничего, благодаря своей идее и упорству, добиваются результатов. Братья-программисты из Вологды Игорь и Дмитрий Бухманы разрабатывали игры для мобильных, основали компанию Playrix, которая сейчас входит в десятку мировых лидеров в своем сегменте. Эти люди меня вдохновляют.




Автор: Светлана Морозова
Фото предоставлены пресс-службой компании TOUCH

Энциклопедия промышленности России