17 АВГУСТА / 2019
ИННОВАЦИИ

«Улучшенное» топливо

Как разработка татарских специалистов позволит экономить
Уникальную технологию модификации углеводородного топлива внедряют в Республике Татарстан. Инициаторы проекта – компания «Завод КЭС», его автор – разработчики Ильшат Гайсеевич Мусин. Применение технологии позволяет снизить расход топлива для двигателей внутреннего сгорания до 30%. Модификация топлива повышает эффективность сгорания и существенно снижает выбросы двигателя - в десять и более раз. Уникальность технологи заключается в ее простоте и мобильности. Установки могут быть размещены непосредственно в месте потребления – АЗС, котельных, автономных энергоцентров на дизельном топливе, морском и речном транспорте. Кроме того, гидрогенизация мазутного топлива для котельных и резервного топлива для ТЭЦ поможет решить экологические ограничения по использованию этих топлив.
Технология модификации углеводородного топлива уже успешно апробирована на «Завод КЭС». В рабочем цеху запустили опытно-промышленную установку производительностью 300 литров в час. Экономический эффект от модифицированного топлива компания протестировали на собственном арендном парке дизельных генераторов – порядка 120 машин. Основное направление работы компании – производство автономных энергокомплексов на базе дизельных и газопоршневых станций. Основные заказчики – буровые и нефтедобывающие предприятия. Компания строит энергетические комплексы с полной инфраструктурой непосредственно на месторождениях. Вопрос экономного расхода топлива в условиях удаленных северных объектов невероятно актуален. Именно поэтому компания искала решения, которые могут помочь партнерам и заказчикам получить дополнительную выгоду.
- Мы не являемся узким авторизованным дилером одного из производителей, а подбираем оптимальную комплектацию для каждого заказчика. В этом наша уникальность. Мы производим энергокомплексы как готовый продукт для эксплуатации, например, на севере. По техническому заданию заказчика мы собираем их именно в той комплектации, которая будет оптимальна на данном объекте: формируем степени автоматизации, комплектуем дополнительными топливными баками, маслобаками, системами подкачки для того, чтобы большие машины долгое время могли работать автономно. Помимо этого, для северных регионов мы ставим систему обогрева топлива, систему предпусковых обогревателей. И мы всегда в поиске новых решений. Потому что сам конструктив двигателя за последние годы, к сожалению, не сильно изменился. Для наших заказчиков очень важен был вопрос экономии топлива. Ведь доставлять его на северные объекты невероятно сложно и затратно. Расходы на топливо в год в три-четыре раза превышают стоимость самой дизельной станции. И буквально через шесть рукопожатий мы нашли уникального специалиста - Ильшата Гайсеевича Мусина. Человек неординарного мышления, очень предан своей идеи, невероятно смелый человек.

Ильшат Айдаров
директор по развитию ООО «Завод КриалЭнергоСтрой»
Технология реализована на базе проточного химического реактора (ПХР). Основные процессы – гидрогенизация углеводородов (сочетающий в себе гидрокрекинг и каталитический рефреминг), за счет цепных реакций гетерогенного катализа с применением комплексного катализатора. При достаточно высоком давлении в топливо вводится каталитический состав.

- В дальнейшем, сгорая, катализатор осаждается на стенках двигателя, и камера двигателя внутреннего сгорания превращается в такой химический реактор, - объясняет Ильшат Айдаров. – Благодаря катализатору та влага, которая находится в воздухе расщепляется на водород и кислород, за счет этого происходит повышение эффективности горения в камере сгорания. При этом, меньше сажи, абсолютно полное сгорание всех продуктов и до 30% экономия топлива.

Комплекс достаточно компактный, на 300 л/ч, хватает для того, чтобы запитать 1МВт установку. Технология подходит для всех двигателей: и бензиновых, и тех, что переведены на газ. Ильшат Ильдарович даже свой личный автомобиль перевел на «улучшенное» топливо. Говорит, что уникальность технологии не только в простоте, но и в энергоэффективности: выгодно и экологично. Для классического дизеля, в зависимости от качества топлива, экономия составляет от 10 до 30%. Чем лучше исходный продукт, тем выше эффективность от его модификации.

- Самое главное мы сохраняем двигатель, - говорит Ильшат Айдаров. - Когда работает этот состав, тогда практически не образуется нагар на стенках двигателей и на форсунках. Из области нанотехнологий - в процессе работы «улучшенного» топлива выделяется атомарный углерод, который является одним из самых лучших антифрикционных присадок. Соответственно, через картерные газы, попадая в масло, он наполняет масло атомарным углеродом.

Системой подготовки топлива компания «Завод КЭС» планирует оснащать свои энергокомплексы. И в дизельную станцию оно будет идти уже модифицированным. Ильшат Мусин и Ильшат Айдаров задались вопросом усовершенствовать технологию и производить комплексы, которые будет работать на сырой нефти. Это сегодня самый актуальный запрос от всех буровиков и нефтяников. Ведь и доставка топлива в северные населенные пункты невероятно сложная задача. Подобный аппараты, работающие на сырой нефти, есть, но стоимость одной машины порядка 40 млн рублей, что в четыре раза выше дизельной станции. Модель, которую разрабатывают в Татарстане, будет значительно дешевле. Новую установку включат в комплекте с дизельным генератором. Всего компания производит порядка 500 энергокомплексов в год. Но разработчики отмечают, что область применениях их технологии может быть невероятно широка. Так технологический цикл гидрогенизации может быть размещен непосредственно в месте потребления – АЗС, котельных, автономных энергоцентров на дизельном топливе, морском и речном транспорте. Кроме того, гидрогенизация мазутного топлива для котельных и резервного топлива для ТЭЦ поможет решить экологические ограничения по использованию этих топлив - снижение расхода за счет повышения теплоотдачи.


Автор: Мария Алисова
Фотографии автора.
Информационный проект "Энциклопедия промышленности России"
innovation@energy.spb.ru
+7 (812) 331-96-20 доп. 211

Энциклопедия промышленности России

Made on
Tilda